Стимулювання інвестиційної діяльності в Республіці Білорусь
ПРЕСС-РЕЛИЗ
ПОСОЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УКРАИНЕ
О принятии новых мер в сфере стимулирования
инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
Декрет Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа г.
Указ Президента Республики Беларусь № 413 от 6 августа г.
В августе 2009 года в Беларуси приняты новые меры в сфере стимулирования инвестиционной деятельности. В частности введен механизм заключения инвестиционного договора, посредством которого инвестору предоставляется ряд значительных льгот при реализации инвестиционного проекта.
В инвестиционном договоре определяются: объект, объем и сроки вложения инвестиций, срок действия инвестиционного договора; права и обязанности инвестора и Республики Беларусь – сторон инвестиционного договора; ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, в том числе возмещение инвестору ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов.
Инвестор, с которым заключается инвестиционный договор, имеет право на:
- строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;
- предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.
Инвестор, с которым заключается инвестиционный договор, освобождается от:
- перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;
- возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;
- уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;
- уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства – от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.
Инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке. Проекты инвестиционных договоров подлежат обязательной юридической экспертизе.
В отдельных случаях реализация инвестиционного проекта не требуют бизнес-плана инвестиционного проекта, осуществляемого в рамках инвестиционного договора, и проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта.
Кроме того, введен новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты в целях содействия инвесторам в сопровождении инвестиционных проектов (при их подготовке и реализации), в том числе для оказания инвесторам консалтинговых, юридических и маркетинговых услуг, а также услуг по разработке документов, необходимых для реализации этих проектов.
Инвестиционным агентом может быть определено как физическое, так и юридическое лицо, в том числе и нерезидент Республики Беларусь.
Статус инвестиционного агента смогут получить лица, владеющие практическими навыками подготовки инвестиционных проектов к реализации, а также обладающие личными деловыми качествами, позволяющими им вести переговоры с высоким управленческим составом крупных компаний.
Предложение об определении конкретного лица инвестиционным агентом может быть внесено в Совет Министров любым республиканским органом государственного управления и иной госорганизацией, а также областным (Минским городским) исполнительным комитетом на основании обращения потенциального инвестиционного агента.
Решение об уполномочии инвестиционного агента на представление интересов Республики Беларусь принимается Правительством.
г. Киев, 16 сентября 2009 года
Полезные ссылки:
МИД Беларуси www.mfa.gov.by
Министерство экономики Беларуси www.economy.gov.by
Национальное инвестиционное агентство www.invest.belarus.by